Майские грезы | MilkLife
Среда, 13 ноября 2019   Подписка на обновления  RSS  Написать письмо
Популярно
Майские грезы
19:17, 01 ноября 2019

Майские грезы


Цель, заявленная в майском указе президента РФ Владимира Путина — увеличить экспорт продукции АПК к 2024 году до $45 млрд. разделила экспертов на два лагеря. Одни считают, что этот план, хоть и амбициозен, но вполне достижим, другие вовсе не верят в его выполнимость. Что точно можно сказать — у инициативы есть очень много «если», и большинство этих условностей может решить само государство — через поддержку экспорта АПК. Что думают участники рынка по поводу роста аграрных поставок за пределы страны — в материале корреспондента The DairyNews.

По прогнозу Минсельхоза, экспорт отечественной продукции АПК за десять месяцев 2019 года составил порядка $19,3 млрд. По словам заместителя министра сельского хозяйства Оксаны Лут, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года роста не наблюдается. Напротив, показатели прошлогоднего экспорта были на 2-3% выше нынешних, а к концу года разница может составить 5-6% не в нашу пользу. В то же время, по словам эксперта, беспокоиться не о чем: отставание объясняется изменениями структуры российского экспорта АПК, пишет The DairyNews.

«С точки зрения предварительных итогов — сейчас наш экспорт составляет порядка 19,3 млрд долларов в денежном выражении. Мы уже немного отстаем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — примерно на три процента, по итогам года будем отставать на 5-6%. Связано это в первую очередь с изменением структуры экспорта — мы движемся к снижению доли экспорта зерновых до 25% от общего объема. Наш рынок перестраивается, развивается и в дальнейшем сделает упор на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью», — отметила Оксана Лут.

О планах на российский экспорт в ближайшие пять лет представителям крупных российских компаний удалось побеседовать во вторник в ходе Аграрного форума России, организованного газетой «Ведомости». Корреспонденту The DairyNews, также присутствовавшему на конференции, удалось воочию убедиться, насколько могут быть разными точки зрения на двукратное увеличение экспорта за пять лет.

Возможно вам будет интересна продукция из нержавеющей стали. Тогда вам нужно перейти по ссылке на сайт производителя.

Китай — перспектива?

Часть представителей отрасли АПК действительно настроена оптимистично по отношению к увеличению доли экспорта. Штефан Дюрр, генеральный директор «ЭКОНИВА-АПК холдинг», уверен, что для молочной сферы Китай — весьма перспективный рынок, а в Европе нашим производителям не хватает бренда:

«России нужно развивать имидж своей продукции в Европе с точки зрения чистоты, качества и полезности. К каждому рынку нужен свой подход, и для нашей страны китайский рынок в молочной продукции, как известно, сейчас наиболее перспективен. Там наш бренд довольно известен, и в дальнейшем Китай по молоку будет огромным рынком. Потребление там растёт огромными темпами, и наша задача — занять эту нишу.

Напомним, «ЭкоНива» через год планирует занять первое место в мире по производству молока, обогнав китайский холдинг China Modern Dairy, производящий 3200 тонн молока в сутки.

В других отраслях, однако, в отношении Китая настроены менее оптимистично. Комментирует Наталья Уткина, технолог Союза мороженщиков России:

«В Китай мы поставляем очень мало мороженого, их рынок очень сложен и специфичен, и отрасли нужны очень большие финансовые вложения, чтобы продвинуть туда продукцию. Чтобы успешно экспортировать продукцию во все страны мира, и в том числе — в Китай, нам нужна государственная поддержка с точки зрения создания своих торговых домов и разработки государственного бренда. Если каждый производитель будет продавать свою торговую марку, затраты будут невероятно высоки, никакой отдачи не будет. Мы сможем активно экспортировать свою продукцию, если объединим свои усилия с помощью государства».

Сергей Скляр, ГК «Антей», добыча и переработка рыбы и краба:

«На азиатском рынке нас не ждут. На разных рынках есть масса аспектов для учета, у каждого своя особенность, это нужно учитывать перед тем, как заходить на азиатский рынок. С китайской стороной можно бесконечно разговаривать, и ни к чему не прийти — бороться с менталитетом, чиновниками, налоговой и таможенной инспекциями, языковым барьером и пр.»

Александр Тепляков, генеральный директор Новосибирской продовольственной компании. Специализация — растениеводство и животноводство:

«Мы уже шесть лет работаем с Китаем, начинали с поставок рапса, после поставляли овес, лен, сейчас — пшеницу. Важно отметить, что китайский рынок очень сложен, и при работе с ним нельзя испытывать иллюзий», — отметил Александр Тепляков.

Так куда поставлять?

С Китаем все понятно, работы много. Но ведь есть направления, где наша продукция сможет прочно занять свою нишу? Ряд экспертов отмечает, что да. По словам Сергея Иванова, исполнительного директора ГК «Эфко», отличный регион для выхода на рынки стран Ближнего Востока, Африки, и даже Европы — Египет.

«Мы начали с Египта. Мы всегда понимали, что нужно идти в глубокую переработку за границей, и Египет оказался интереснейшим рынком — там растет население, благосостояние. Это идеальная точка входа в регион Северной Африки и Ближнего Востока, плюс у Египта беспошлинная торговля с большинством стран Европы. Для нас это очень удобная площадка для начала продаж наших жиров в Южную Европу», — рассказал Сергей Иванов.

По мнению эксперта, в данном вопросе существенную помощь должно оказывать именно государство. Предприятие заходит на территорию конкуренции с глобальными компаниями, у которых больше и возможностей, и ресурсов, а скорость реализации таких проектов потенциально очень важна.

«Мы рассчитываем на помощь в продвижении эффективных моделей организации отрасли. Все возможности у нас есть, объем бизнеса сейчас — 200 млн долларов, к 2024 году планируем увеличить его до $1 млрд. По нашим оценкам, объем поставок масел на экспорт будет около $400-500 млн.», — спрогнозировал Сергей Иванов.

АПХ «Эко-культура» планирует повышать долю экспорта в отношении овощных культур, и в первую очередь работает с экспортом томатов. Александр Рудаков, президент компании, отмечает рост томатной отрасли за последние годы и прогнозирует, что максимум через четыре года импортный томат будет полностью замещен. Что касается экспорта, «Эко-культура» планирует поставлять продукцию в страны Персидского залива, Саудовскую Аравию и ОАЭ. В следующем году планируется экспортировать продукции в пределах $100 млн.

«Себестоимость наших томатов в южных регионах очень невысока, поэтому мы конкурентоспособны. Мы планируем начать разработку большого проекта в Минеральных водах, откуда томат будет экспортироваться в страны Персидского залива, Саудовскую Аравию и ОАЭ. Мы способны выстраивать дистрибьюцию в этих странах и продавать продукт под нашим брендом. Ничто нам не мешает конкурировать и с Европейскими производителями, но в первую очередь мы планируем — накормить Россию. Мы начнем поставки в Узбекистан в ноябре, в Дубай — следующей весной. Уже в следующем году мы будем экспортировать томатов в пределах $50-100 млн».

Штефан Дюрр, глава «ЭкоНивы» отмечает, что наполеоновские планы его компании об увеличении производства молока в полтора раза в ближайший год положительно скажется именно на экспорте. Наряду с Китаем он отметил и другие азиатские страны, куда будет поставляться продукция «ЭкоНивы» — Вьетнам, Корею и пр.

«Такой большой объем молока будет идти не только на внутреннее использование. Мы сейчас уже строим наш самый крупный сырзавод в России — в Новосибирске. Оттуда мы надеемся ввозить продукцию не только в Китай, но и во Вьетнам, Корею и другие азиатские страны», — рассказал Штефан Дюрр.

Еще одним важным с точки зрения экспорта продуктом является мороженое. Наталья Уткина отметила ряд стран, куда мы могли бы поставлять холодное лакомство — среди них ряд стран бывшего СНГ, Израиль и страны Африки.

«Наши производители готовы поставлять мороженое на экспорт. Другое дело, какие каналы сбыта мы сможем найти. Но мороженщики серьезно занимаются этим вопросом, и не все пока получается. Основные страны на экспорт — Казахстан, Израиль. В Китай мы тоже поставляем мороженое, но с учетом потенциальных возможностей рынка туда нужно отправлять в несколько десятков раз больше. Показывает неплохие возможности и страны Африки — Сенегал, к примеру. Разумеется, желательно, чтобы наша продукция шла и в Европу», — отметила Наталья Уткина.

Что для этого нужно?

Слаженность действий государства и бизнеса, разумеется. Инвестиции, поддержка, снижение внутренних цен на сырье. Все эти, казалось бы, простые условия на деле оказываются очень трудновыполнимы.

«Перспективы у нашего экспорта нулевые, пока цена на молоко так высока. Когда она снизится, мы сможем говорить об экспорте. Достаточно сравнить: цена на масло 82,5% жирности на бирже — $2,4 за килограмм, в то время как у нас оно продается по цене 350р за килограмм. О каком экспорте тут можно говорить?”, — отметил в комментарии The DairyNews Александр Хайченко, директор ООО «Вологодское мороженое».

По последним данным Центра изучения молочного рынка (DIA), цена на сырое молоко в России составляет 24,89 руб/кг.

The DairyNews также удалось пообщаться о перспективах российского экспорта с Михаилом Мальцевым, исполнительным директором Масложирового союза России. По его словам, у российского экспорта есть фундаментальные возможности увеличиться в разы — но для этого нужна слаженная работа исполнительной и законодательной ветвей власти.

«Все достижимо при условии слаженной работы исполнительной и законодательной власти. Планы эти амбициозные, но при условии консолидации, мобилизации всех усилий, они осуществимы. Фундаментальные возможности для увеличения экспорта есть, а вот насколько эффективно мы справимся, покажет время», — рассказал Михаил Мальцев.

О некоторых аспектах господдержки экспортных поставок замминистра сельского хозяйства Оксана Лут рассказала в ходе Аграрного форума, прошедшего накануне. По ее словам, ведомство оказывает всестороннюю поддержку экспортоориентированным предприятиям, в частности одобрило соглашения с 14 сельхозпроизводителями о повышении конкурентоспособности, а еще 15 компаний проходят отбор. В данном контексте предполагается общий объем финансирования экспортеров в размере 50 млрд рублей для 29 компаний.

Кроме того, государство предоставляет субсидию на транспортировку агропродукции железнодорожным транспортом, объем которой в 2019 году составил 1,27 млрд рублей. Минсельхоз предлагает увеличить эту сумму до конца года.

Также было отмечено, что Россельхозбанк намерен вдвое нарастить портфель кредитования экспортоориентированных производителей. По словам первого заместителя председателя правления банка Ирины Жачкиной, сейчас портфель кредитования таких компаний составляет порядка 200 млрд рублей. Цель банка до 2024 года увеличить его как минимум вдвое.

Итак, вопрос на $45 млрд. долларов экспорта остается открытым. Многие промышленники проводят серьезную работу над увеличением экспорта за рубеж, но такая крупная цифра, разумеется, вызывает явные сомнения. Тем более, что нынешний рост экспорта АПК не соответствует даже уровню предыдущего года. Остается только надеяться, что система государственной поддержки экспорта будет хотя бы отдаленно напоминать заявленную кампанию.

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

© 2019 MilkLife
Реклама в блоге | Хостинг